НЕДЕЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Во исполнение письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 23.03.2017 №  01-14/1013 с  3 по 7 апреля  в школе проходила  неделя инклюзивного образования «Разные возможности – равные права». С целью развития потенциала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в области обучения, коммуникации отношений со сверстниками и социализации, а также привлечения внимания общественности к проблемам, с которыми сталкиваются дети при реализации своих прав  на доступное и качественное образование были проведены различные  мероприятия.  

           В 1-11 классах со  3 по 7 апреля были проведены  классные часы по формированию толерантного отношения к людям с аутизмом «Урок доброты», «Мы все равны», «Дети должны быть вместе», а также круглые столы по теме «Не допускай инвалидности души!», «Что такое инклюзивное образование». Учащиеся узнали много нового, высказывали свою точку зрения, проявляли коммуникативные навыки, толерантность.

  В течение недели учащимся были продемонстрированы видеоролики по теме инклюзивного образования: «Они иные», «Люди дождя» - 9-11 классы, мультфильм «Про Диму» (для учащихся 1-2 класса), также в фойе школы оформлен стенд «Неделя инклюзивного образования» и стенгазеты, выполненные учащимися  9-11 классов.

   Проводимые мероприятия способствовали нравственному и духовному развитию детей, формированию атмосферы дружбы, уважения, взаимопонимания и поддержки в школьном коллективе, формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.

 

 

Мифы и факты о суициде 

 

 1. Когда подростки говорят о совершении самоубийства, они только пытаются привлечь к себе внимание. Лучше всего игнорировать их.

Ложно: Люди, которые говорят о самоубийстве или совершают суицидальную попытку, находятся в состоянии сильной эмоциональной боли и стараются поставить других людей в известность об этом стрессе. Никогда не игнорируйте угрозу совершения самоубийства или обсуждение возможности суицида.

 2. Самоубийство случается без предупреждения.

Ложно: Исследования подтверждают, что суицидальная личность подает много предупреждающих знаков и "ключей" к разгадке его/ее планов. Приблизительно 8 из 10 суицидальных личностей намекают окружающим о своих намерениях.

 3. Самоубийство наследуется.

Ложно: самоубийство не передается генетически.

 4. Самоубийство случается на всех уровнях общества и во всех социальных классах.

Истинно: Известно, что суицид совершается людьми из всех социальных классов и уровней общества с равной частотой.

 5. Все суицидальные личности страдают от психических расстройств.

Ложно: Не все люди, совершившие суицид, психически больны. Личности с суицидальной установкой чувствуют безнадежность и беспомощность. Они не видят выхода из состояния эмоциональной боли. Это совсем не значит, что они обязательно страдают психическими расстройствами.

 6. Разговор о самоубийстве со взрослыми может поощрить их совершить суицид.

Ложно: Разговор о самоубийстве не может быть причиной его совершения. Если не говорить на эту тему, то не существует никакой возможности определить, является ли опасность суицида реальной. Такой разговор является часто первым шагом для предупреждения самоубийства.

 7. Если человек совершил в прошлом суицидальную попытку, это не значит, что он/она всегда будет суицидной личностью.

Истинно: Суицидальный кризис обычно бывает временным и не длится всю жизнь индивида, если личность получает помощь вовремя и после суицидального кризиса, то вероятнее всего, что он/она смогут осознать существование альтернативных путей, на которые можно полагаться в будущем, успешно развивая ситуацию. Это снижает вероятность суицидальных переживаний в будущем.

 8. Люди, которые покушаются на самоубийство, всегда полностью настроены на умирание.

Ложно: Подавляющее большинство людей с суицидными намерениями колеблются в выборе между жизнью и смертью. Они играют в азартную игру со смертью и оставляют другим задачу их спасения. Они скорее стремятся избавиться от непереносимой эмоциональной боли, нежели действительно хотят умереть.

 9. Мужчины убивают себя приблизительно в три раза чаще, чем женщины.

Истинно: Мужчины выбирают более летальные методы, оставляя мало возможности для спасительной помощи.

 10. Мужчины пытаются покончить жизнь самоубийством чаще, чем женщины.

Ложно: Женщины совершают суицидальные попытки приблизительно в три раза чаще, чем мужчины.

 11. Большинство людей, которые умирают вследствие завершенного суицида, пытались совершить самоубийство ранее.

Истинно: Совершение предварительных суицидальных попыток повышает риск завершенности последующего суицида, особенно если никто не помог ранее. Большинство людей, покончивших с собой, были суицидально настроены и в прошлом.

 12. Все действия во время суицидальной попытки являются импульсивными, свидетельствующими об отсутствии или о малом предварительном планировании.

 

Ложно: Не все суициды являются импульсивными. Большинство людей предварительно обдумывают свои суицидальные планы, часто намекая о своих намерениях окружающим, прежде чем убить себя.

 13. Многие суицидальные личности находятся в депрессивном состоянии.

Истинно: Депрессия является общераспространенным состоянием среди людей с суицидальными идеями.

 14. Многие суициды можно предотвратить.

Истинно: Понимая предупреждающие знаки и зная куда обратиться за помощью, можно предотвратить много самоубийств.

 15. Не существует значимой связи между наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом и суицидальным поведением.

Ложно: Зависимость от алкоголя и/или наркотиков (токсических веществ) является фактором риска суицида. Люди, находящиеся в депрессивном состоянии, часто используют алкоголь и другие вещества, вызывающие зависимость, как способ "справиться" с ситуацией. Это может приводить к усилению импульсивного аутоагрессивного поведения вследствие того, что все эти вещества искажают восприятие и значительно снижают критические функции мышления.

 Суицид, прежде чем совершиться, всегда дает о себе знать. Существует множество предостерегающих признаков.

Самоубийство требует нашего внимания, поскольку является серьезной проблемой общественного здоровья, однако его превенция, к сожалению, представляет собой весьма нелегкую задачу. На основании существующих объективных данных можно сказать, что превенция самоубийств возможна, однако для ее осуществления необходим довольно широкий диапазон мер, начиная с обеспечения как можно лучших условий воспитания детей и юношества, включая эффективное лечение психических нарушений, а также контроль факторов риска, обусловленных окружающей средой. Необходимым условием успеха программ суицидальной превенции является постоянное повышение образовательного уровня лиц, профессионально вовлеченных в этот процесс и уровня осознания значимости проблемы широкими слоями населения.

Самоубийство - масштабы и проблемы

-Каждые 40 секунд где-нибудь в мире человек совершает самоубийство.

-Каждые 3 секунды кто-то предпринимает суицидальную попытку.

-Самоубийство является одной из трех ведущих причин смерти молодых людей в возрасте от 15 до 35 лет.

-Каждое самоубийство, так или иначе, затрагивает, по меньшей мере шестерых людей.

-Психологическое, социальное и экономическое воздействие самоубийства на семью и ближайшее окружение погибшего неизмеримо велико.

 

Самоубийство - это сложное многофакторное явление, не существует какой-либо единственной его причины. Оно является результатом взаимодействия биологических, генетических, этнокультурных, психологических, социальных и экологических факторов.

 


Рекомендации родителям по профориентации

   1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.

   2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.

   3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

   4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

   5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

   6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.

Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации. Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе.

Вместе, но не вместо

Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.

Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.

7 шагов к решению

 Задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

     ШАГ 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

      ШАГ 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность». Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.

     ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты.

    ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт.

    ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям.

    ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

    ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу.

Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то переиграть или начать заново.

 


Компьютерная зависимость детей и подростков

В большей степени компьютерными аддиктами становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения своего состояния.

Проблема компьютерной зависимости – это еще и проблема потери доверия. Если человека обманывали или предавали (в его понимании), то он будет выбирать те отношения, которые защитят его от негативных переживаний.

Участие в виртуальном мире позволяет детям и подросткам расслабиться и абстрагироваться от психологических проблем в реальном мире, но это происходит лишь на момент пребывания в виртуальном пространстве. Для игрового аддикта реальный мир неинтересен и полон опасностей, так как большинство зависимых – это люди, плохо адаптирующиеся в социуме. Вследствие этого человек пытается жить в виртуальном мире, где все возможно, все дозволено, где он сам устанавливает правила игры. Логично предположить, что выход из виртуальной реальности является болезненным для аддикта: он вновь сталкивается с ненавистной для него реальностью, что и вызывает снижение настроения и активности, ощущение плохого самочувствия.

Ребенка, как будущего аддикта, могут привлекать возможности компьютера из-за:

реалистически происходящего и забвения неуютного окружающего мира;

наличия собственного мира, который доступен только ему;

невозможности исправить любую ошибку, путем многократных попыток;

возможности самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести;

отсутствия ответственности за совершаемые поступки.

Для подростка очень важно освоение личностного пространства, границы которого он подчеркивает увлечением молодежной музыкой, повышенным вниманием к своей внешности, украшению своей комнаты, велосипеда или компьютера. Он не признает жизненного стиля взрослых и создает свой. Он хочет выделиться, заявить о себе, всем своим видом показать, что он взрослый, самостоятельный и неповторимый.

В жизни подростка общение с компьютером становится лидирующим. Круг иных интересов сужается. Заинтересованность и эмоциональное оживление в беседе возникает лишь при затрагивании компьютерной темы: в этот момент подросток преображается – у него учащается дыхание, появляется блеск в глазах. Диалог превращается в монолог: он может подолгу рассказывать о преимуществах той или иной системы, о возможностях, открывающихся при работе с компьютером. Подростки почти не замечают окружающего, не откликаются на реакции собеседника, в ситуациях выбора в подавляющем большинстве случаев предпочтение отдается деятельности, имеющей отношение к компьютеру. Отмечаются трудности засыпания, чрезмерная экзальтация. Попытки родителей ограничить общение подростков с компьютером вызывают бурную реакцию протеста.

При вынужденном перерыве возникает чувство опустошенности, скуки. Компьютер приобретает характер сверхценного увлечения с явным ущербом для других сторон жизни, прежде всего, общения с реальными людьми, и выраженным аффективным напряжением. Существенно то, что ролевые игры в детском возрасте являются частью познавательной деятельности человека. Игра типична для для этого возраста и через нее подростки бессознательно удовлетворяют потребность в познании окружающего мира.

Обнаружены и экспериментально подтверждены (С.А.Шапкин, М.С.Иванов) негативные изменения поведения у подростков увлекающихся компьютерными играми, несмотря на то, страдают они компьютерной зависимостью или нет. Под игровой компьютерной зависимостью понимается болезненное увлечение ролевыми компьютерными играми, в которых играющий принимает на себя роль виртуального персонажа и живет его жизнью, ощущая себя в реальности дискомфортно.

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер – это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребенку оказаться в зависимости от компьютера – это привлечь его в деятельность, не связанную с компьютером, чтобы электронные игры и пребывание в Интернете не стали заменой реальности. Необходимо найти возможность показать подростку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но и тренируют тело, создают нормальный эмоциональный фон в реальной жизни.

 

Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости подростков.

1. Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.

2. Постоянно проявляйте внимание и содействуйте развитию интересов и склонностей подростка.

3. Поощряйте его творческие начинания от увлечения музыкой до катания на лыжах.

4. Помните, что компьютерная зависимость реже проявляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому следите, чтобы ваш ребенок должное время уделял физическим нагрузкам.

5. Учитывайте личный пример в использовании возможностей компьютера:

·         Делайте акцент на применении компьютера в своей работе.

·         Используйте его в качестве помощника в совместном с ребенком досуговом творчестве (компьютерный дизайн, моделирование и пр.), попутно прививая навыки культуры общения с современной техникой.

·         Культивируйте чувства семейной, коллективной общности. Одиночество (в силу разных причин) – повод и основание для ухода в виртуальный мир.

·         Корректно используйте свое право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок».

·         Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и односторонность переживаний в режиме on-line.

Тест для определения степени компьютерной зависимости

Взрослые также могут пройти этот тест, основываясь на визуальных наблюдениях.

Инструкция: «Ответьте на вопросы, используя следующую шкалу:

баллов – никогда;

балл – редко;

балла – иногда;

балла – часто;

балла – всегда»

Чем выше сумма баллов, полученная в результате сложения, тем выше вероятность компьютерной зависимости;

– 29 баллов. Вы – обычный пользователь, даже если иногда и позволяете себе задерживаться в

сети несколько дольше, то вполне контролируете ситуацию.

– 59 баллов. Есть проблема из-за частого увеличения времени пребывания в сети. Задумайтесь над тем, что для вашей дальнейшей жизни важнее: приобретение знаний для полного самовыражения в реальной жизни или виртуальная жизнь, где вы реализуетесь лишь частично и односторонне.

– 80 баллов. Имеют место серьезные проблемы. В отдельных случаях необходима помощь специалиста (психотерапевта).

Вопросы теста:

1. Прибегаете ли вы к общению в Интернете, чтобы завязать новые знакомства?

2. Насколько часто вы пренебрегаете домашними обязанностями, чтобы подольше побыть в сети?

3. Насколько часто вы предпочитаете общение в Интернете времяпрепровождению со своими друзьями на улице, в гостях?

4. Как часто вы остаетесь в режиме онлайн дольше, чем намеревались?

5. Насколько часто близкие жалуются, что вы проводите слишком много времени онлайн?

6. Снижается ли ваша успеваемость в учебе от длительного препровождения в режиме онлайн?

7. Как часто вы проверяете свой электронный почтовый ящик, прежде чем заняться чем-либо?

8. Считаете ли вы время, проведенное вдали от компьютера, потраченным впустую?

9. Отмечаете ли вы в своем поведении скрытность или стремление защититься, если окружающие интересуются вашим увлечением Интернетом?

10. Как часто вы радуетесь тому, что можете укрыться от реальных неприятностей в виртуальном мире?

11. Как часто вы отмечаете, что результативность вашей повседневной работы снижается от чрезмерной погруженности в Интернет?

12.Часто ли вы замечаете за собой потребность замещения тревожных мыслей о своих неудачах успокаивающими мыслями о виртуальных возможностях?

13. Если вам мешают во время сеанса онлайн, часто ли вы раздражаетесь, выходите из себя?

14. Предпочитаете ли вы пребывание в сети живому общению?

15. Как часто в реальной жизни вас посещают мысли о том, что осталось потерпеть совсем чуть-чуть, и вы окажетесь в родной стихии (в Интернете)?

16. Как часто на просьбы родных оторваться от монитора вы отвечаете: «Сейчас, еще минуточку»?

17. Часто ли вы безуспешно пытались сократить время пребывания в Интернете?

18. Скрываете ли вы от окружающих количество времени своего пребывания в режиме онлайн?

19. Часто ли ради блужданий в сети вы отказываете себе в ночном отдыхе (ночном сне)?

20. Если вы испытываете дискомфорт от неудач в реальной жизни, исчезает ли он в процессе пребывания в Интернете